Тестовая новость 1

Деурбанизация: как изменится Москва после карантина.

Первая волна эпидемии показала, что сидеть на самоизоляции в четырех, хоть и родных стенах не самая лучшая затея. В ожидании “погулять” томились не только семьи с детьми, но и истинные домоседы. Конечно, это не могло не внести свои коррективы в рынок недвижимости. Тем более, когда нам все чаще намекают на вторую волну пандемии. 

В начале самоизоляции многие воспринимали это как возможность побыть дома, но чем больше продлевали карантин, тем понятнее становилось, что пора присматривать новое жилье и желательно с зоной “для прогулок”. Люди стали расхватывать в аренду дачи, дома, таунхаусы и даже квартиры в малоэтажных домах. Самые смелые старались сразу купить. 

Вторым фактором, повлиявшим на рост интереса к загородному жилью, стала неясная перспектива с летними отпусками - границы закрыты, рисковать своим здоровьем на переполненных отечественных пляжах людям не хотелось. 

Третьим фактором выступила удаленная работа. У большинства людей просто отпала необходимость жить в шаговой доступности от офиса. И компании и сотрудники оценили плюсы такой работы. Одни экономят время и деньги на проезд, другие имеют возможность нанимать сотрудников из регионов экономя на заработной плате и аренде рабочих мест. По данным сервиса hh.ru за период пандемии - с апреля по август 2020 года - было размещено более 72 тысяч вакансий об удаленной работе, что на 77% больше, чем за аналогичный период прошлого года. 


С одной стороны, такая картина диктует новый тренд, но насколько он долгосрочный? Безусловно, желание сбежать от городской суеты и “подышать свежим воздухом” - важные параметры, но не стоит забывать, что крупные города, и в первую очередь Москва - это деловые и финансовые центры, а значит они всегда будут привлекательны для приезжих. Далеко не все компании могут отказаться от офисов, переговорок и проверенного сценария работы. Поэтому не может быть и речи о каком-то резком опустении мегаполисов.

Где предпочитают жить Москвичи?

Давайте немного посчитаем на примере все той же Москвы. По статистике за время изоляции из столицы уехало около 5 млн. человек. Из них 3 уже вернулись обратно - ходят в детские сады, в спортивные залы и на работу в привычный офис. Оставшиеся 2 млн человек пока продолжают отдыхать за городом, причем половина из них жилье взяли в аренду. А значит перспектива купить дачу или дом есть всего у миллиона людей, а в пересчете на семьи и того меньше. Если сравнить эту цифру с населением Москвы, то получается что потенциальных покупателей загородного жилья чуть меньше 8%.

Я не хочу сказать, что загородная недвижимость бесперспективна, я просто хочу показать, что все идет своим чередом. Спрос на загородное жилье возрос, но в долгосрочной перспективе все вернется к обычному режиму. Люди продолжат снимать квартиры, компании офисы, а аренда домов будет носить все тот же преимущественно сезонный характер. 

Наш сервис “Умная инфраструктура”, благодаря алгоритмам искусственного интеллекта, проанализировал спрос людей на загородную недвижимость и я могу с уверенностью сказать, что для массового переселения людей из больших городов необходимы два важных параметра:

  1. Развития транспортная сеть. Например, в Европе люди могут позволить себе проживать за городом и ездить каждый день на работу в центр. У жителей того же Подмосковья есть два варианта - толкаться несколько часов в утренних и вечерних пробках или влезать в переполненные вагоны метро, электричек, ждать автобусы и нередко пройти еще пару километров от остановки до своего дома. Перспектива не из лучших, даже если на второй чаше весов собственный огромный благоухающий сад и двухэтажный дом.

2.   Собственная инфраструктура. Коттеджные поселки и деревни сегодня недостаточно обеспечены магазинами, образовательными и медицинскими учреждениями и, что немаловажно, кафе, ресторанами, кино и прочими местами проведения отдыха и досуга. Конечно, перспектива развития в данном направлении есть. Но все же пока пешком до цивилизации не добраться. 

Так что коронавирус далеко не единственная причина смены образа жизни людей, и даже скорее просто дополнительный пункт к решению переехать за город. Истинные причины изменения уклада жизни намного глубже. 

Дмитрий Цыплаков, CEO/Product Manager компании "Финкейс".
Made on
Tilda