Мне нетворкинг часто помогал в решении вопросов, хочу поделиться правилами, которым я следую при знакомствах и поддержании контактов.
1. Всегда задавайте себе вопрос: «Какую я могу принести пользу конкретному человеку?».
Знакомясь с деловым партнером, собеседником на выставке или конференции, всегда обдумывайте следующее: как я могу решить его проблему, что подсказать, какие советы дать. Плюс заключается в том, что это запускает у человека механизм «обязательства и ответа». Мы чувствуем себя обязанными и готовы «в ответ» сделать даже больше того, в чём нам помогли.
2. Позитив, эмоции, энтузиазм.
Для нетворкера очень важно то, что он говорит и как он это произносит. При первом знакомстве люди оценивают друг друга по внешним проявлениям: речь, настроение, мимика, жесты, одежда, поза. Очень важно для успеха в деловом общении заряжать собеседников энергией. Психологи подсчитали, что успех при первом общении зависит на 56% от эмоций и невербальных способов воздействия, на 37% от тональности голоса и только на 5-6% от слов.
3. Фокусно выстраивайте сеть контактов в соцсетях.
Мы охотнее помогаем (и откликаемся на звонки) приятелям, чем незнакомым людям. Заводите знакомства с теми, кто принимает решения в нужной вам сфере или может способствовать вашему продвижению вперед. Состыкуйте перечень целей и список людей, которые способны вам помочь, — и знакомьтесь!
4. Используйте "Я-сообщения"
Что люди должны знать о вас? Что они должны запомнить после вашего общения? И как это поможет вам в движении к выбранным целям? Ответьте себе на эти вопросы и сформулируйте «я-сообщение» — емкое и понятное. Оно должно содержать три ваших главных характеристики.
Например, если вы хотите стать СЕО, у собеседников на уровне подсознания должны остаться ваши следующие качества:
- умение влиять на ключевых стейкхолдеров;
- наличие релевантной экспертизы;
- опыт создания эффективных команд для достижения бизнес-целей.
5. Посещайте конференции.
На деловых мероприятиях и конференциях можно встретить своих потенциальных клиентов или партнеров. Фокусируйтесь на общении с ними и обменивайтесь контактами. К нужным людям подходите целенаправленно. Можно также заранее подготовить вопросы и задать их выступающим — в этом случае вас точно заметят и, возможно, даже запомнят.
6. Переносите фокус внимания с себя на собеседника.
Люди могут забыть, о чем вы говорили, какие конкретно были слова или какая именно ситуация. Но всегда будут помнить, как чувствовали себя рядом с вами. 70% времени слушайте, 30% — либо говорите, либо задавайте вопросы (лучше открытые вроде «Как вы видите будущее?» или «Чем я могу помочь?»). Давайте людям раскрыться и высказаться. Человек понимает: меня ценят и слушают — значит, я говорю что-то важное.
7. Поддерживайте контакты.
Всегда оставайтесь на связи с людьми, с которыми планируете сотрудничать по будущим проектам и к которым, возможно, придется обратиться в будущем. Если знаете их интересы – пересылайте статьи и исследования, приглашайте на мероприятия, помогайте решать личные вопросы. И не забывайте поздравлять с днем рождения.
8. Развивайте личный бренд.
Оставляйте комментарии в профессиональных группах, рассказывайте о своих интересах и давайте советы в соцсетях. Все это помогает выстраивать стратегию вашего позиционирования и понимать, как вовлекать целевую аудиторию. Но помните: сотни людей в социальных сетях и тысячи в записной книжке — еще не показатель успеха. Здесь работает правило: количество — не значит качество. Важно искать разные выходы на тех людей, которые по-настоящему приблизят вас к целям.
9. Держите визитки всегда под рукой.
Деловое общение – это не столько обмен любезностями, сколько обмен контактами. Сегодня многие полагают, что визитки утратили свою силу, особенно после появления соцсетей. Это не так. На конференциях и бизнес встречах гораздо удобнее быстро достать визитку из кармана пиджака, что-то написать на ней и вручить собеседнику. В любом случае такой способ оставить контакты точно не помешает.
10. Забудьте о продажах.
Все предыдущие правила нетворкинга важны, но если вы будете следовать этому совету, то очень быстро обзаведетесь нужными связями. Запомните: основная цель при построении сети деловых контактов – не продажа, а новые знакомства. Избегайте даже мыслей о том, чтобы что-то продать при начальном знакомстве с человеком. Это отпугивает и моментально портит первое впечатление.
11. Не забывайте представлять незнакомых людей друг другу.
На конференциях зачастую можно видеть такую ситуацию: два человека общаются друг с другом, а третий – знакомый – не знает, куда себя деть. Создается эффект «самозванца». Чтобы избежать этого, вплетайте в сеть нетворкинга своих друзей, старых и новых знакомых – то есть представляйте людей друг другу, приглашайте к общению. Собирайте вокруг себя больше людей.
12. Нетворкинг в IT-сообществе отличается открытостью и прозрачностью отношений.
Здесь все, от «завсегдатаев» до новичков, стараются заводить полезные знакомства. Нетворкинг в этой сфере часто строится по принципу «я больше отдаю, чем беру». Поэтому репутация в IT-сообществе ценится даже выше профессионализма. За счет открытости сообществ любые «косяки» очень быстро разоблачаются, а восстановить подмоченную репутацию крайне сложно.
Правильное окружение помогает легче строить карьеру, мотивирует к работе и сокращает время на достижение успеха. Без помощи знакомых зачастую невозможно пробить потолок в профессиональном росте. В следующей статье разберем особенности нетворкинга в социальных сетях.
Дмитрий Цыплаков, CEO/ Product Manager компании Fincase
https://f-case.ru/
https://www.facebook.com/dmitryproductmanager